Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим. Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов — его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.
В 1873 году, в возрасте трёх лет, Виктор, неудачно упав со скамейки, получил тяжелую травму позвоночника. В результате этого несчастного случая у него начал расти горб; проблемы со здоровьем не прекращались у художника в течение всей его жизни.
Первоначальные знания и навыки рисования получил от преподавателя рисования Ф. А. Васильева. В эти годы Виктор много рисует, пытливо вглядываясь в окружающий его мир и пишет картину («Окно» 1886) почти иллюзорно изображающую уголок сада. В 1890-х учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков.
Учился также в студии Ф. Кормона в Париже. Был близок художникам «Мира искусства». В 1895 году путешествовал по Крыму и Кавказу. Борисов-Мусатов вступает в Союз русских художников.
С 1898 год жил в основном в Саратове — Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова. С 1901 года — в имении Зубриловка Саратовской губернии. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. В 1902 году было написано, пожалуй, главное произведение — полотно «Водоем». Этот год был счастливым для мастера. В том же 1902 году Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой — будущей женой.
Эти две поездки в усадьбу нашли отражение в работах «Гобелен» (1901), «Прогулка при закате» (1903), «Призраки» (1903), «Сон божества» (1904—1905).
С 1903 года он жил в Подольске, а с 1905 года в Тарусе. В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна.
Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки. На могиле художника в 1910 году был установлен памятник работы его однокашника-саратовца скульптора А. Т. Матвеева. В память о художнике место его захоронения называют Мусатовским косогором.
Изначально живопись и графика В. Э. Борисова-Мусатова находятся в коллекции Радищевского музея. По количеству произведений собрание занимает третье место после Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. Отдел музеефикации «Усадьба В. Э. Борисова-Мусатова» был создан в 1984 году. С этого момента собрание музея обогатилось мемориальными вещами, принадлежавшими семье художника, подлинными архивными документами, печатными изданиями. Сам музей был открыт в 2000 году.
Мемориальный деревянный флигель В. Э. Борисова-Мусатова — часть усадебного комплекса, был построен семьёй художника примерно в 1891—1892 гг., ко времени начала учения В. Э. Борисова-Мусатова в Москве и Петербурге. Так вышло, что почти вся творческая жизнь художника связана с этим зданием. В разные годы именно здесь, в Саратовском доме, он создал значительные свои произведения «Майские цветы» (1894), «Автопортрет с сестрой» (1898), «Гармония» (1900), «Гобелен» (1901), «Водоём» (1902), «Изумрудное ожерелье» (1903—1904).1 Произведения ныне хранятся в крупнейших собраниях России и являются признанными шедеврами Русского искусства рубежа XIX—XX веков.
Речь о создании мемориального музея В. Э. Борисова-Мусатова в Саратове в доме на Вольской, 33, где жил художник, зашла ещё в 1922 г. Инициатором выступила средняя сестра художника Агриппина Эльпидифоровна Немирова.2 Флигель и двухэтажный дом — городская усадьба В. Э. Борисова-Мусатова в середине 20-х годов были внесены в список памятников истории и культуры Саратовской губернии краеведами, сотрудниками музея имени А. Н. Радищева, инспекторами по охране памятников А. В. и В. В. Леонтьевыми. Но в 30-е годы в бывшей усадьбе В. Э. Борисова-Мусатова расположились обычные коммунальные квартиры.3
В 1984 году решением Городского исполкома Совета народных депутатов флигель рядом с домом был передан на баланс музея имени А. Н. Радищева. Зашла речь о его реставрации и открытия мемориального Музея В. Э. Борисова-Мусатова как филиала музея имени А. Н. Радищева. Но в годы перестройки, развала Советского Союза, отсутствия реставрационной базы в самом Саратове дело с восстановлением усадьбы В. Э. Борисова-Мусатова сильно затянулось. Городскими властями не был решен вопрос об отселении жильцов из 2-х этажного дома, принадлежавшего семье Мусатовых. В итоге из предполагаемого музейного комплекса в апреле 2000 года в год 130-летия со дня рождения В. Э. Борисова-Мусатова был открыт мемориальный флигель. Поскольку деревянная архитектура «старого» Саратова с течением времени неумолимо исчезает под современной застройкой, флигель со временем приобретает всё большую уникальность.
Музей владеет частью земельного усадебного участка, на котором воссоздан маленький садик, который художник считал неотъемлемой частью своего творческого пространства — «Зелёной мастерской». Она была уничтожена в 30-е годы из-за строительства крупного промышленного предприятия — мебельной фабрики.
Второй объект, находящийся рядом с музеем, — двухэтажный деревянный дом, обложенный кирпичом, представляет собой образец типичной городской архитектуры второй половины XIX века. Находится в теснейшей близости с флигелем. Около него расположены вторая часть двора и сада, хозяйственные постройки. Музею не принадлежат, однако до сих пор остается актуальным вопрос об отселении жильцов из 2-х этажного дома и восстановление Городской усадьбы Мусатовых, музейного комплекса в полном объеме.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: