Описание окружающей местности
Морской канал - выдающееся гидротехническое сооружение, пересекающее Невскую губу от Морского порта до Кронштадта.
К середине XIX века быстрыми темпами развивался паровой торговый флот, увеличилась осадка морских судов. Мелководье устья Невы стало препятствием для прохода судов из Кронштадта в Санкт-Петербург. Назрела необходимость строительства порта на новом месте. В городе был объявлен конкурс на лучший проект нового порта. С 1842 по 1876 год различные авторы разработали более 15 проектов и предложений по строительству нового порта, из них выделяются 3, заслуживающие наибольшего внимания с технической стороны: Проктора, Яницкого и видоизмененный Путилова. II июня 1872 года эти проекты утверждены и должны послужить исходным пунктом для работы комитета генерала Кербедза. (Особый комитет, председатель – Кербедз Станислав Валерианович (1810 – 1899гг.) инженер-мостостроитель, почетный член Академии наук Петербурга. Автор Благовещенского моста (ныне мост лейтенанта Шмидта). Под руководством Кербедза составлен окончательный проект Морского канала для Санкт-Петербургского порта (1872 – 1873гг.). Проект включал устройство порта посредством проведения Морского канала по северному берегу Невской губы в обход устьев Невы и сооружение пристаней и складов на левом берегу Невы выше городских мостов. Проект по своей грандиозности был соразмерен нашей "дамбе". При строительстве Морского канала, в 1877-84 гг., со дна Финского залива было вынуто около 9,5 миллионов кубических метров грунта
В 1874 году временное Управление по устройству Морского канала решило сооружать порт на Гутуевском острове.
Бывший морской офицер и выдающий промышленник Н.И.Путилов, предвидя развитие данного района, скупил все близлежащие земли у Гутуевского острова и обосновался на самом берегу Финского залива. Он сначала проложил железную дорогу к своим заводам (Уже было АО Путиловских заводов), а затем проложил ее до Гутуевского острова.
В 1874 году Путилов получил от правительства подряд на прокладку Морского канала. Контракт был заключен в октябре 1874 года, но работы начались только осенью 1877 года. Задержка произошла из-за отсутствия землечерпательных машин, которые должны были поступить из Англии и Америки. Также без конца в ходе строительства менялось проектное задание. Путилов производил работы до 1880 года, затем подрядчиками стали инженеры П.Борейша и С.Максимович. Морской канал сооружался в период с 1875 по 1885 годы. Беспрерывность строительных работ обеспечивалась в период с 1875 по 1885 год. Глубина основного канала 6,7 метра (22 фута), длина – 32 км.
Торжественное открытие Морского канала состоялось 15 мая 1885 года. На открытии присутствовал Император.
|